?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Лицо Веры (Размышления и фото - видео-зарисовки)
Nepal, Trekking, Himalaya, Dhaulagiri Circuit Trekking
sergeyk2006

Часть 2. Весна или Осень Православия ("послесловие" к главе)!?

Весна или Осень Православия, я уже писал об этом, подошло время написать эпилог.

 

Но, вот не знаю, что даже написать…!?

А, может быть, все уже написано и нужно просто внимательно читать!??

Процитирую письмо одного человека и надеюсь, что «проницательные» читатели подскажут мне, что делать дальше, нужно ли продолжать эту главу.

А, возможно, кто-то из «пытливых» читателей догадается, кто мог написать такое письмо….!?

 

Отрывок из письма:

«… Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, …….

……..где … нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.

 

Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною...

…но Христа то зачем Вы примешали тут?

Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста...

 

А потому, неужели Вы, …. неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно стоят за какого-то бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нем даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию - ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.

 

Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде все равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, - тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим….»


Начало читать здесь:
sergeyk2006.livejournal.com/4956.html

sergeyk2006.livejournal.com/6342.html


  • 1
(Screened comment)
Я рад, что очень быстро нашелся читатель, который узнал в этом отрывке - письмо Белинского - Гоголю!
Значит, у нас еще не все потяряно, пока мы будем помнить нашу Историю и наших классиков.
Я же, всего лишь, хотел завершить свой скромный раздел записок:
Лицо Веры (Размышления и фото - видео-зарисовки), посвященный Православию и продолжить писать уже о Буддизме и Исламе....!
И для такого завершения, я не нашел ничего лучшего, как вспомнить слова из письма одного из наиболее просвещенных людей 19 века, на мой взгляд, они актуальны и сегодня, и если не указывать, что их написал Белинский в 19 веке, то читая эти строки, можно легко их соотнести к современности, к сожалению ...!

о мракобесии

Да, на счет "безумия и мракобесия" я здесь, тоже, уже писал немного:
http://sergeyk2006.livejournal.com/4555.html

стихи Огарева

Можно еще добавить несколько строк из стихов Огарева:
Я не люблю попов, ни наших, ни чужих –
Не в них нуждаются народы.
Попы ли церкви, иль попы свободы –
Все подлецы. Всех к черту! Что нам в них?
Наместо этих иноков бесплодных
Давайте просто нам – людей свободных.

  • 1