Нешелковый путь на Дунай или дорога через Thuli Bheri Nadi
Nepal, Trekking, Himalaya, Dhaulagiri Circuit Trekking
sergeyk2006

На Дунай ходили римские легионеры, другие завоеватели с запада и востока, всем им нравились плодородные земли в долине этой реки и красивые женщины. Все достопримечательности долины реки Дунай сохранились и до наших дней, им стоит посвятить не одно повествование, а множество записок с фото-зарисовками, особенно, девушкам долины Дунай…
Но, сегодня, мой рассказ о путешествии в совершенно иной Дунай, в земли расположенные между Тибетом и Гималаями, в Земли Долпо (Dolpo)! И путь туда, сегодня, очень тернистый, нешелковый…
В этом году попасть в Земли Долпо стало очень трудно, в связи с закрытием аэропорта в поселке Juphal, расположенном рядом с поселком Dunai. И раньше, здесь было не много туристов, а в этом году их, практически, нет совсем. Редкие группы решаются лететь из Катманду до Nepalgunj, далее, другим самолетом - до Jumla и затем, добираться пешком 6 дней до Dunai. Еще более редкие, но очень богатые туристы прилетают в Dunai на чартерных рейсах вертолетов, но всех их очень и очень мало.
Но, есть иной путь в Дунай, тоже, нешелковый, но открывающий новые возможности для туристов, так как, начинается он не с подлета на самолете до Jumla, а с переезда на автобусе. В автобусах, как известно, нет ограничений по провозу газовых баллончиков, а главное, этот вид транспорта более надежный и предсказуемый.
Российским туристам, как я понял нешелковый путь в Дунай, через Jajarkot, совершенно неизвестен, о нем, перед путешествием, я не смог получить никакой информации, ни у кого. Более того, некоторые туристы, посещавшие Непал, уверяли меня, что такой дороги быть не может, есть мол путь через поселок Бени, есть через Джумлу, и все…
Я решил рискнуть и открыть для себя, а также, для неверующих, и "неведающих" туристов из России, любителей треккинга в горах, эту дорогу, и начал путешествие в конце июля.
Путь оказался нешелковым, 2 дня на автобусе из Катманду и далее - 6 дней треккинга до поселка Дунай. При сильном желании можно пройти за 5 дней, а в зимне-весенний (осенний) периоды, небольшой отрезок, после автобуса, еще можно проехать на джипе, тогда время достижения Дуная сокращается до 4 дней. Трек идет через небольшой перевал (2138 m) и далее, через долины рек, в том числе, через долину реки с ярким названием Thuli Bheri Nadi.
Здесь, на этому отрезке пути туристов вообще не бывает, дикие места…
Иногда, раз в год, кто-то и пройдет, но не чаще. Поэтому, местные жители на меня смотрели с "выпученными глазами"…
Здесь, на пути в Дунай, совершенно нет туристических лоджий, нет площадок для палаток, а в домах местных жителей, ни у кого, нет туалетов…
Так и живут, здесь, в основном, индусы, без туалетов, без помывочных бань, едят руками, но радуются жизни.
Я спрашивал у некоторых хозяев домов, предоставивших нам для ночлега крышу над головой, на счет туалета. В ответ, мне говорили, что если "нужда" не большая, то можно сходить прямо у входя в дом, "на кукурузу", если же, по "большой нужде", то нужно отойти чуть дальше в кукурузу…
Зато, какое раздолье, здесь, для туристических фирм, ведь все очень дешево…!
Ночлег, с ужином и завтраком на одного человека обходится в 10 $, если останавливаться в каком-то из домов местных жителей, затерянных в долине реки, среди кукурузы…
А нашим турфирмам, что нужно…?
Да, им не нужно ничего…! Главное, "впарить" неведающим ничего нашим гражданам путевки, подороже, понести минимальные затраты во время путешествия и получить максимальную, желательно 300-500%, прибыль. А то, что во время путешествия туристы будут посещать кукурузу, вдоль дороги, есть один "дал-бат", не мыться неделями, так это они поймут уже в процессе, зато, посетят "неизведанные земли".
Надеюсь, что мои незамысловатые записки не прочитают работники туристических фирм, иначе, действительно, будут планировать треки в Земли Долпо моим, открытым сейчас, нешелковым путем, через Jajarkot и Thuli Bheri Nadi…!
Для самостоятельных же любителей треккинга, хочу поделиться кратким графиком путешествия, графиком прохождения трека, с координатами точек ночевки.
День 1. Прилет в Катманду.
День 2. Катманду.
Сборы, закупка продуктов, аренда палаток, оформление пермитов.
День 3. Выезд из Катманду автобусом на Jajarkot.
В 10 утра отправление автобуса по расписанию, фактически, в 11 сдвинулись с места.
День 4. Переезд автобусом на Jajarkot. Остановка и ночевка в Salaban.
Не доезжая минут 30 до Jajarkot, развилка дороги, в лево дорога уходит на Dunai, здесь мы и вышли, днем в 15-30, и заночевали в поселке Salaban, координаты и высота по GPS:
N: 28.36.96; E: 082.26.53; h = 688 m.
День 5. Начало треккинга, дальше только пешком! Старт из Salaban.
Начали трек в 7 часов утра, завершили на перевале в 19 часов, вечером (продолжительность трека - 12 часов). Ночевка на перевале, координаты и высота по GPS:
N: 28.43.92; E: 082.26.128; h = 2138 m.
День 6. Спуск с перевала в долину реки и треккинг. Дошли до поселка Rari, далее шли под ливневым дождем, сколько смогли.
Начали трек в 8 часов утра, завершили в 18-30 часов, вечером (продолжительность трека - 10,5 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 28.50.138; E: 082.23.594; h = 800 m.
День 7. Начали трек в 7-45 часов утра, завершили в 18-45 часов, вечером (продолжительность трека - 11 часов), небольшой дождь только утром.
Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 28.56.29; E: 082.31.00; h = 1251 m.
День 8. Начали трек в 7-30 часов утра, завершили в 18-30 часов, вечером (продолжительность трека - 11 часов).
N: 28.59.438; E: 082.40.035; h = 1622 m.
Посмотрел по координатам, маршрут вышел в границы карты "Dolpo Circuit". По карте, мы шли вдоль реки Thuli Bheri Nadi.
Здесь, мне стало понятно, почему, проходя многочисленные обвалы на тропе, по долине этой реки, у меня, порой вырывались из уст многочисленные "русские народные выражения", да, по долине реки, с таким названием, летом, так просто не пройдешь…
День 9. Начали трек в 7-30 часов утра, завершили в 16-30 часов в Tripurakot (продолжительность трека - 9 часов).
Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.01.181; E: 082.47.449; h = 2006 m.
День 10. Tripurakot - Dunai.
Продолжительность трека - 5-6 часов. Координаты и высота места ночевки в поселке Dunai, по GPS:
N: 28.57.038; E: 082.53.724; h = 2094 m.
Хорошая площадка для палаток!
День 11. Dunai - Chhepka.
Начали трек в 8 часов утра, завершили в 16 часов в Chhepka (продолжительность трека - 8 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.03.423; E: 082.53.815; h = 2835 m.
День 12. Chhepka - Chunuwar.
Начали трек в 8 часов утра, завершили в 16 часов за горным селением Chunuwar, перешли на правую сторону долины реки (продолжительность трека - 8 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.08.639; E: 082.54.880; h = 3149 m.
День 13. Chunuwar - Ringmogaon (Phoksundo) - Phoksumdo Lake.
Начали трек в 8 часов утра, в 10 часов я уже был на обзорной площадке над водопадом, в 12 часов завершил трек у озера Phoksumdo Lake (продолжительность трека - 4 часа). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.10.391; E: 082.56.229; h = 3656 m.
Трек вдоль озера, до вечера, посещение монастыря.
День 14. Phoksumdo Lake - Chunuwar.
После обеда начали трек, прошли часа 3, остановились в том же месте, где уже ночевали. Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.08.639; E: 082.54.880; h = 3149 m.
День 15. Начали трек в 8 часов утра, завершили в 15 часов (продолжительность трека - 8 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.00.459; E: 082.54.086; h = 2236 m.
День 16. Начали трек в 8 часов утра, завершили в горном поселке Tripurakot в 13-40 (продолжительность трека - 5 часов 40 минут).
Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.01.181; E: 082.47.449; h = 2006 m.
День 17. Tripurakot  - Ghodakhor.
Начали трек в 8 часов утра, завершили в горном поселке Ghodakhor в 17 часов (продолжительность трека - 9 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.04.492; E: 082.41.238; h = 3312 m.
День 18. Ghodakhor  - Balangra Lagna (3870 m) - Kaigaon.
Начали трек в 8 часов утра, прошли перевал, завершили в горном поселке Kaigaon в 13-30 (продолжительность трека - 5,5 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.06.720; E: 082.35.517; h = 2633 m.
Спуск с перевала очень сложный, просто, "утопали" в грязи и в воде…
День 19. Kaigaon - Nauli Goth.
Начали трек в 8 часов утра, завершили в горном поселке Nauli Goth, состоящем из одной хижины, в 16 (продолжительность трека - 8 часов), еле успели лопатами расчистить место под палатки и пошел сильный дождь. Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.08.853; E: 082.29.243; h = 3577 m.
День 20. Nauli Goth - Maure Lagna (3890 m) - Manigaon.
Начали трек в 9 часов утра, перешли через перевал Maure Lagna (3890 m) и завершили день в горном поселке Manigaon в 15 (продолжительность трека - 7 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.11.896; E: 082.21.841; h = 2783 m.
День 21. Manigaon - Guthichaur La (2995 m) - Jumla.
Начали трек в 8 часов утра, перешли через перевал Guthichaur La (2995 m) и завершили трек в поселке Jumla в 15 (продолжительность трека - 7 часов). Координаты и высота места ночевки, по GPS:
N: 29.16.413; E: 082.11.618; h = 2384 m.
Наконец-то, вышли к населенному пункту с действующим аэропортом!
День 22. Вылет из Jumla, экстренная посадка в Surkhet, в связи с грозовым фронтом. После улучшения погоды, взлет и посадка в Nepalgunj. Удалось оформить билет и вылетел вечером в Катманду.
День 23-25. Катманду. Отдых.
День 26. Бхактапур (Bhaktapur). Фестиваль "Gai Jatra Festival 2070".
День 27. Лалитпур (или Патан). Фестиваль Matya.
День 28. Катманду. Отдых.
День 29. Вылет из Катманду в Москву.
Как всегда, сделал множество фото-зарисовок, которые буду постепенно выкладывать в журнале. Гималаи в цветах, летом, это оказалось очень красиво…!

• 1
зачётно грязь помесили погуляли ;)

Да, немного попадали под дождь, но не критично...
Этот год погода везде дождливая.
Непальцы, сопровождающие группы туристов в Тибет, сказали мне, что в этом году и в самом Тибете в Китае, в августе каждый день холодный дождь...

с погодой действительно что-то мокрое в этом году
у нас всё лето поливало и поливало
похоже китайцы придумали какое-то погодное оружие
и решили всех утопить

Да, такой вариант не исключается...
Тем не менее, я был удивлен тем, что в Катманду дожди были, в основном, только вечером, ночью, днем - хорошая погода...!
Тоже самое, почти по всему треку, за исключением пары первых дней...
Но, у меня была штормовка и брюки из Polartec® NeoShell, полностью водонепроницаемые и "дышащие" лучше обычного "гор-текса" + кроссовки с такой же прекрасной мембранной...
Поэтому, шел в дождь - без проблем, но это были единичные дни.